Організація захисту від надзвичайних ситуацій

 

АВАРИЙНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ АВАРИИ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНОМ ОБЪЕКТЕ





В Украине среди различных объектов техносферы значительную часть составляют объекты химической отрасли, то есть химические объекты, на которых находятся в обращении химические вещества.
Так, химические вещества, которыми овладело человечество, необходимые и полезные, но одновременно подавляющее их большинство токсичны, и их действие (влияние) на живые организмы может приводить к токсическому поражению разной степени тяжести.
Многие химические вещества, используемые в промышленности, к тому же и пожароопасных безопасны, а паро-воздушные смеси способны взрываться. Таким образом, токсичность, пожежонебезпе-ка и взрывоопасность являются основными составляющими опасности, которыми характеризуются химические объекты. Есть опасности, которые присущи химическим объектам, обусловлены наличием в них токсического и энергетического потенциала. Без учета этих потенциалов нет смысла говорить о возможности обеспечения химической безопасности, то есть создание такого состояния защиты персонала химически опасного объекта (ХОО), других объектов экономики, населения и окружающей среды от химической опасности, при котором предотвращаются, преодолеваются или минимизируются негативные последствия потенциального возникновения такой опасности. Другими словами - это такое состояние защищенности человека и окружающей среды, когда токсикологические и екотоксико-логические эффекты органических, неорганических и металлоорганических соединений находятся на экологически безопасном уровне, что позволяет сохранять здоровье населения и состояние окружающей среды.
Система обеспечения химической безопасности должна опираться на анализ и управление химическими рисками, исходя из базового положения о допустимом уровне риска, вместо устаревшего подхода по обеспечению полной (абсолютной) безопасности.
В контексте решения проблемы химической безопасности существенное место отводится прогнозированию последствий разлива (выброса) опасных
химических веществ при авариях на промышленных объектах и ​​транспорте.
Такое прогнозирование имеет целью заранее обеспечить максимально объективными данными руководство ХОО в случае реальной аварии с утечкой (выбросом) опасного химического вещества (СДЯВ). Важность максимально объективных данных обусловлена ​​не только пониманием наличии опасности как опасности, но и рядом специфических особенностей современных ХОО, без учета которых теряют смысл любые планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий, а в условиях реальной аварии эффективность действий будет минимальной. На наш взгляд, целесообразно обратить внимание на такие особенности ХОО:
1. Использование агрегатов (оборудование) большой и сверхбольшой мощности, в которых сконцентрированы значительные массы токсичных химических веществ. Большинство оборудования работает в экстремальных условиях, в частности, высокое давление и значительное разрежение в технологических аппаратах, большие скорости движения механизмов, колебания элементов оборудования и прочее.
2. Разнообразие производственных сред, для большинства которых присущи повышенная токсичность, горючесть, воспламенения и самовоспламенения, вибухоспроможнисть, коррозия и большое количество структурных элементов различного назначения, от функционирования которых зависит безаварийная работа объекта в целом.
3. Наличие потенциально опасных процессов химических технологий: переработка и получение взрывоопасных веществ, великошвид-кислороде процессы и смешанные процессы.
4. Наличие автоматизированных систем управления, систем защиты и мониторинга. Оснащение современной вычислительной техникой, микропроцессорами, компьютерными системами, без учета работы которых невозможен анализ надежности и уровня опасности на объекте.
Анализ статистики и характера химических аварий, прогностические оценки долгосрочного (стратегического) характера свидетельствуют, что тенден-
ция вероятности химических аварий будет храниться и повышаться. Для этого есть определенные предпосылки, на которые следует обращать внимание на этапе долгосрочного прогнозирования, в частности:
- Рост сложных производств с использованием новых технологий, которые требуют высокой концентрации энергии и СДЯВ;
- Большой и прогрессирующий рост износа основных производственных фондов и не только в химической отрасли;
- Крупные структурные изменения в экономике страны, сопровождающихся остановкой ряда производств, разрушением хозяйственных связей и сбоями в технологических линиях;
- Накопление отходов химического производства, опасных для населения и окружающей среды, одновременно усиливается снижением эффективности работы надзорных органов власти;
- Большая концентрация населения, проживающего вблизи ХОО в прогнозируемых зонах возможного химического загрязнения;
- Падение технологической и производственной дисциплины, уровня квалификации технического персонала;
- Недостаточный уровень (или вообще отсутствие) мер, способных уменьшить масштабы последствий химической аварии, снизить риск ее возникновения;
- Недостаточно отработана, а в некоторых случаях и противоречивая законодательная и нормативная база;
- Попытка зарубежных государств и фирм инвестировать в Украину вредные производства и отходы вредных производств;
- Вероятность терроризма на химически опасных производствах.
Вполне понятно, что необходимо разрабатывать и воплощать в практику новые подходы и принципы страхования химических производств. Главные требования: исключить особо опасные аварии, которые могут повлечь гибель и поражения людей, значительные материальные потери и существенно повлиять на окружающую среду, обеспечить возможность рассчитывать, анализировать и контролировать определенные уровни безопасности. Наиболее рациональным (если не единственно возможным) путем реального снижения риска химического поражения персонала производственных объектов, населе-
ния и окружающей среды, является строгое соблюдение порядка введения в обращение новых химически опасных продуктов и технологий, проектирования и создания соответствующих производств, неукоснительное соблюдение технологических регламентов с учетом требований безопасности. Все это, в свою очередь, должно гарантированно обеспечивать заданный научно обоснованный уровень безопасности на основе современных знаний, технических, технологических и экономических возможностей, а также критериев безопасности, вытекающие из принятых соответствующим образом нормативно-провових актов (законы, стандарты, нормы, правила , инструкции и т.д.).
Выполнив условия по долгосрочному прогнозированию, в частности, по обеспечению максимальной объективности полученных результатов, следует сосредоточить внимание на обеспечении своевременных и целесообразных действий соответствующих руководителей и специальных служб в условиях реальной аварии.
В условиях аварии с утечкой (выбросом) СДЯВ осуществления химического контроля имеет первостепенное значение и целиком связано с фактором времени. А потому, с целью ведения химического контроля и оперативного получения данных о химической обстановке - заблаговременно, то есть в условиях нормальной работы ХОО, следует выполнить следующие мероприятия:
• в городах, где имеют место СДЯВ, на территории ХОО, в пределах санитарно-защитной зоны, в населенных пунктах, расположенных в зоне потенциальной опасности, установить стационарные химические датчики - именно они дают первичную информацию о формировании опасных концентраций во времени и пространстве;
• создать автоматизированную систему контроля за химическим загрязнением и оповещения персонала объекта и населения в зоне потенциальной химической опасности;
• реализовать положения «Методики наблюдений по оценке радиационной и химической обстановки» (приказ МЧС от 6.8.2002 г. № 186);
• проводить периодический контроль концентраций СДЯВ силами подчиненных химических лабораторий или с привлечением санитарно-эпидемиологических станций.
«Методика прогнозирования последствий слива (выброса) опасных химических веществ при авариях на промышленных объектах и ​​транспорте»
(Далее - «Методика СДЯВ») на случай такой аварии предполагает «аварийное прогнозирования», которое осуществляется при возникновении аварии по данным разведки для определения возможных последствий аварии и порядке действий в зоне возможного загрязнения.
Относительно логики «Методики СДЯВ» заметим:
1. Термин «разведка». На наш взгляд, выполнить аварийное прогнозирования «по данным разведки» во многих случаях химических аварий будет невозможно и первопричиной этого является фактор времени. «Методика СДЯВ» не объясняет суть разведки и ее содержание и не отсылает к соответствующим документам, по которым велась бы химическая разведка.
2. Аварийное прогнозирование - это, скорее, оценка химической обстановки, возникшей в результате аварии, которую необходимо осуществлять с учетом конкретных данных о НРХ (а это, соответственно, данные о физических, химических и токсические свойства), количество СДЯВ, что охвачено состоянию аварии и реальные метеоусловия. Последствия оценки химической обстановки и данные химической разведки, если она возможна и целесообразна, будут служить прогнозированию возможного развития обстановки на ХОО и в зоне возможного химического загрязнения (ЗМХЗ).
Возвращаясь к термину «разведка» («химическая разведка») кратко изложим ее содержание в нашем видении.
Химическая разведка аварийного объекта и ЗМХЗ проводится путем осмотра элементов объекта и местности с проведением замеров приборами химической разведки концентраций СДЯВ, в первую очередь в местах, где находятся или могут находиться люди и сельскохозяйственные животные. Эти действия дополняются постоянным наблюдением за обстановкой и направлением ветра в приземном слое воздуха.
Задачами, которые решает химическая разведка, могут быть:
- Установление вида опасности (токсическое загрязнение, взрыв, пожар), места и характера аварии - выброс (вылил) вредных веществ, разрыв или разрушение оборудования;
- Уточнение наличия загрязнения и концентрации СДЯВ на объектах работ, границ и динамики изменений в масштабах химического загрязнения;
- Определение и оформление проходов (путей обхода) в ЗМХЗ;
- Подготовка (сбор) данных, необходимых для организации аварийно-спасательных работ и определение мер по обеспечению химической безопасности населения и сил, которые будут проводить аварийно-спасательные работы;
- Наблюдение и контроль обстановки в ЗМХЗ и своевременное предупреждение о резких изменениях в характере обстановки.
Вполне понятно, что для выполнения таких задач, кроме времени, необходимо иметь подготовленных для их выполнения людей и соответствующее оборудование. Итак, вопросы организации и ведения химической разведки необходимо решать заранее и в контексте подготовки к ведению аварийно-спасательных работ.
Поэтому логично было бы отметить: при возникновении аварии с разливом (выбросом) СДЯВ с учетом коррекции последствий заблаговременного (досрочного) прогнозирование на конкретные данные о СДЯВ, ее количество, метеоусловия и (если это возможно и целесообразно) данные химической разведки, осуществляется оценка химической обстановки с целью принятия наиболее целесообразного решения на проведение аварийно-спасательных работ, мероприятий защиты населения и территории.
Логично и то, что заблаговременное (досрочное) прогнозирование выполняется в интересах аварийного прогнозирования зависимости от возможного сценария чрезвычайной ситуации на ХОО, который зависит от агрегатного состояния и физико-химических свойств СДЯВ.
Таким образом, аварийное прогнозирования по своему содержанию и логике может быть целесообразным и своевременным только в случае заблаговременной всесторонней подготовки руководящего состава, персонала и технических средств. Методики такой подготовки, в частности, методики химической разведки, требуют всестороннего переосмысления и учета все новых и новых обстоятельств, диктуемых временем.



Создан 22 авг 2013